Правописание. Культура речи

Материалы
 к урокам русского языка
1 курс

Тестовые задания

1. В какой падежной форме имеется ошибка в склонении числительного триста пятьдесят?
      а) Р. п. трехсот пятидесяти

      б) Т. п. триста пятьюдесятью
      в) Д. п. тремстам пятидесяти
      г) П. п. о трехстах пятидесяти

2. В какой падежной форме имеется ошибка в склонении числительного семьсот шестьдесят девять?
      а) Р. п. семисот шестидесяти девяти

      б) Д. п. семиста шестидесяти девяти
      в) Т. п. семьюстами шестьюдесятью девятью
      г) П. п. (о) семистах шестидесяти девяти

3. В каком сочетании слов имеется ошибка?
      а) семеро котят

      б) нас четверо
      в) пятеро женщин
      г) трое детей

4. В каком варианте словосочетание построено правильно?
      а) к полуторам годам

      б) с двумястами рублями
      в) около четыреста студентов
      г) перед шестнадцатым апрелем

5. В каком сочетании слов имеется ошибка?
      а) увеличить в 1,8 раза

      б) двухтысячный год
      в) три пятых метров
      г) нет трехсот рублей

6. В каком предложении есть ошибка, связанная с неправильным употреблением числительного?
      а) Прибыл поезд с двумястами шестьюдесятью пятью пассажирами.

      б) Температура дошла до тридцати девяти градусов.
      в) Можно обойтись и двумя тысячами рублями.
      г) На пятьсот сорока девяти растениях обнаружили красный клещик.

7. В каком предложении есть ошибка, связанная с неправильным употреблением числительного?
      а) Спутник сейчас находится в восьмисот километрах от Земли.

      б) Утерян кошелек с семьюстами тридцатью рублями.
      в) Наше село в полутораста километрах от города.
      г) Эффективность процесса возросла в одну целую три десятых раза.

Правописание неопределенных
и отрицательных местоимений

Неопределенные местоимения и наречия с суффиксами -то, -либо, -нибудь и приставкой кое- всегда пишутся через дефис: кое-кто, что-то, что-нибудь, какой-либо.

При наличии предлога данные слова пишутся раздельно: кое у кого, кое с кем.

У отрицательных местоимений под ударением пишется не, без ударения ни: нЕкто, нЕкоторый, нИкто, нИ­какой.

Частицы не и ни у отрицательных местоимений пишутся слитно при отсутствии предлога (никто) и раздельно при наличии предлога (ни у кого).

№2. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

Выяснить (кое)какие подробности, (кое)(о)чем сообщить, с кем(либо) посоветоваться, (кое)(с)кем переговорить, какие(то) неприятности, чьи(нибудь) возражения, (кое)(в)ком ошибиться, (кое)(на)кого надеяться, о чем(то) договориться, уехать куда(нибудь), где(то) заночевать.

№3.Перепишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

1) (Н...)что не трогало его, не замечал он (н...)чего. (Пушкин) 2) (Н..)(на)чем отдохнуть взгляду, измученному однообразием бесконечной картины. (Гончаров) 3) Тут ― делать (н...)чего ― друзья поцеловались. (Крылов) 4) Клим (н...)(с)кем не говорил так, как с Мариной. (Горький) 5) Он все понимал и (н...)(во)что не хотел вмешиваться. (Губанов)

Тестик 

1. В каком варианте пишется буква Е?
      а) н... кто не знает

      б) н.. за что на свете
      в) н... чего раздумывать
      г) н.. до чего нет дела

2. В каком варианте пишется буква И?
      а) н... кому остаться дома

      б) н... за что не скажу
      в) н... у кого попросить денег
      г) н...которые люди

3. В каком варианте необходимо слитное написание?
      а) (не)сколько книг

      б) не(с)кем посоветоваться
      в) ни(у)кого не спросил
      г) ни(о)чем не думай

4. В каком варианте необходимо раздельное написание?
      а) (ни)чего не осталось

      б) (ни)чем не интересовался
      в) (не)чем заняться
      г) (не)о(чем) переживать

5. В каком варианте может быть вариативное написание?
      а) (не/ни)какой

      б) (не/ни)кто
      в) (не/ни)чей
      г) (не/ни)который

Речеведение

(1)В юн_ост_ мы быва_м  ж_стоки к (не)похож_ст_.  (2)Мы ее не пон_маем  а (по)этому не люб_м. (3)Есть такой набор тестов по которым опр_деляют скажем настоящ_го  му_чину. (4)Но есть ведь и другие тесты по которым опр_деляют настоящ_го человека.

     (5)Это ведь только в плохом фильм_  если г_рой не пор_жает красотой отвагой и белозуб_стью значит он отрицательный. (6)А «косая сажень» открытый в_гляд и ш_рокая улыбка н_сут в себе исключит_льн_о положит_льный заряд.

     (7)В жизн_ как раз не все совп_да_т. (8)И то что кажет_ся крас_той на деле может обернут_ся уро_ством. (9)И то что выд_ет_ся за об_яние при бл_жайш_м рас_мотрени_ может ок_зат_ся эластичной податл_вой мас_кой которая в завис_мост_ от обст_ятельств то ра_тягивает_ся в улыбку то соб_рает_ся в кулак.

1.Какую из предложенных пословиц вы бы выбрали в качестве заголовка к этому тексту?

          1)Не место красит человека,а человек место.

          2)Мал золотник да дорог.

          3)Не все то золото, что блестит.

          4) Муравей невелик, а горы сворачивает

2.К какому стилю речи относится текст?

          1)к публицистическому             3)к разговорному

          2)к научному                                                         4)к официально-деловому

3.Каков тип речи текста?

          1)описание с элементами рассуждения

          2)рассуждение

          3)повествование с элементами рассуждения

          4)описание

4.Какое из средств связи не используется в первых двух абзацах?

           1)союз

           2)синонимы

           3)личное местоимение и лексический повтор

           4)союз и частица

5.В каком ряду перечислены все средства выразительности, которые используются в последнем абзаце?

           1)вводные слова, ряды однородных членов, антитеза

           2)метафора, антонимы, синонимы

           3)эпитеты, фразеологизм, антонимы

           4)разговорные выражения, эпитеты, гипербола.

Сделать бесплатный сайт с uCoz