Правописание. Культура речи

Материалы
 к урокам русского языка
1 курс

Орфоэпическая разминка 

Баловать, балованный
блокировать
бомбардировать
включить, включишь

заиндеветь
закупорить
заржаветь
звонит, звонишь

ичерпать
кашлянуть
нормировать

облегчить
ободрить

предвосхитить
премировать
ржаветь

уведомить
углубить, углубленный
упрочить, упрочение
усугубить

черпать

брали, брал,
брало, брала

Проверь себя!

Баловáть, балóванный
блоки́ровать
бомбардировáть
включи́ть, включи́шь

заи́ндеветь
заку́порить
заржáветь
звони́т, звони́шь
Исчéрпать
кáшлянуть
нормировáть

облегчи́ть
ободри́ть

предвосхи́тить
премировáть
ржáветь (и ржавéть)

увéдомить
углуби́ть, углублённый
упрóчение
усугу́бить (и усугуби́ть)
чéрпать

брали, брал,
брало, брала

Синтаксическая роль глагола

l     Простое глагольное сказуемое

(в формах настоящего, прошедшего и будущего времени):

Люблю грозу в начале мая...

l     Инфинитив:

Подлежащее: Курить вредно.

Дополнение: Нас просили задержаться.

Определение: Было желание танцевать.

Обстоятельство: Мужик вез гусей продавать.

В составе СГС: Начну рассказывать веселую историю.

Определите синтаксическую роль инфинитива

  • Ум нужно тренировать, склонности и способности развивать.
  • Чтобы ученик хотел учиться,  он должен уметь учиться.
  • Вообще, он в совершенстве обладает этим труднейшим искусством слушать.
  • Нам песня строить и жить помогает.
  • Не бойтесь посвящать целые часы чтению книг.
  • На другое утро Рудин только успел одеться, как к нему явился человек от Дарьи Михайловны с приглашением пожаловать к ней в кабинет откушать с ней чаю.
  • Я спешил скорее видеть вас.
  • (1)Книгу надо сч..тать опорным камнем фундам..нта ц..вилизации. (2)Имен..о по книгам как по ступенькам подн..мался³ человек в свою нынешн..ю высоту.
  •   (3)Книга это кристал..ический плотно упакован..ый в страницы многов..ковой опыт делающий бес..мертным род людской на земле. (4)Сегодня когда кажет..ся³ что вот(вот) взорвут..ся континенты в страшном огнен..ом бесновании войны становит..ся страшно порой что в..личайшие с..кровища мысли вверены бе..помощ..но-хрупкой бумаге.
  •     (5)Книге человечество д..верило³ свои св..щен..ые прозрения открытия рец..птуру осмыслен..ого существ..вания на планете (З,з)емля. (6)Книга есть кратч..йший отч..т о пройден..ом пути человечества и наметка его завтр..шних м..ршрутов. (7)Без нее человек сразу бы стал зат..рявшимся путником в огромной безвес..ной ноч..ной пустын.. . (8)Только книга может научить как и в какой последоват..льности двигат..ся (в)перед как изб..гать бездн и взб..рат..ся на в..ршины как почес..нее людям следу..т вести себя на земле согласно своему человеческому званию.
  •       1. Найдите в тексте глаголы.
          2. Выпишите примеры глаголов: а) совершенного и несовершенного вида; б) переходных и непереходных; в) возвратных и невозвратных.
          3. Определите спряжение глаголов из последнего абзаца.
          4. Найдите глаголы в форме инфинитива. Определите их синтаксическую функцию.       5. Произведите морфологический разбор указанных слов.

Тестик «Проверь себя!»

1. В каком ряду все слова являются глаголами?
      а) выписал, замерз, куплю, забыт

      б) построен, нарисовала, берег, сшит
      в) одет, смел, съел, сходите
      г) выдержишь, дам, отбил, сотри

2. В каком ряду глаголы относятся к одному виду?
      а) люблю, придумывал, работать, спел

      б) заснул, открылся, бегите, ищу
      в) вспомню, покорми, прошелся, увижу
      г) вылез, зажмурился, подрабатывал, ем

3. В каком ряду все глаголы являются переходными?
      а) лягу, помогу, уберу, сделаю

      б) учу, узнаем, принесите, сочиняю
      в) встать, ползти, сплетничать, синеть
      г) танцуешь, смущаться, выбрать, несу

4. В каком предложении нет разноспрягаемого глагола?
      а) По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит.

      б) Многие книги дарят нам радостные минуты.
      в) Он хочет научиться всему хорошему.
      г) Конь бежит ― земля дрожит, из ноздрей дым валит.

5. В каком варианте грамматические признаки указаны правильно?
      а) промолвила ― глагол совершенного вида, в прошедшем времени, в 3-м лице

      б) искать ― глагол несовершенного вида, переходный, возвратный
      в) надеется ― глагол непереходный, в 3-м лице, в единственном числе
      г) шуметь ― глагол I спряжения, в неопределенной форме

6. У какого из выделенных глаголов неправильно определены грамматические признаки в предложении «И пусть он кажется неблагодарным, пусть даже не чувствует ее любви, как воздуха, которым дышит, ― ей ведь и не нужно награды иной, кроме сознания, что без нее не мог бы прожить ни дня»?
      а) чувствует ― глагол несовершенного вида, переходный, невозвратный, I спряжения, изъявительного наклонения, в настоящем времени, в 3-м лице, в единственном числе, в предложении является сказуемым

      б) дышит ― глагол несовершенного вида, непереходный, невозвратный, II спряжения, изъявительного наклонения, в настоящем времени, в 3-м лице в единственном числе, в предложении является сказуемым
      в) (не)мог бы ― глагол несовершенного вида, непереходный, невозвратный, I спряжения, условного наклонения, в прошедшем времени, в единственном числе, в мужском роде, входит в состав сказуемого
      г) прожить ― глагол совершенного вида, переходный, невозвратный, неизменяемая форма (инфинитив), входит в состав сказуемого

Особенности образования некоторых личных форм глагола

Существует небольшая группа глаголов, которые не могут образовывать некоторые личные формы. Например, глаголы победить, убедить, очутиться, чудить, ощутить и др. не образуют формы 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени. В случае необходимости употребления данных глаголов в форме 1-го лица используются описательные обороты типа сумею победить, хочу убедить, могу очутиться, пытаюсь ощутить и т. п.

Раскройте скобки, заменив предложенные в них глаголы подходящими по смыслу описательными оборотами.

1) Я (убедить) вас в необходимости дополнительных занятий.

2) Если я не сдам экзамен, то (очутиться) в неприятном положении.

3) Без специального компьютерного стола я скорее всего (ощутить) неудобство.

4) Я уверен, что в соревнованиях по плаванию брассом я (победить).

От следующих глаголов образуйте  3-е лицо ед.числа настоящего времени. Подчеркните чередующиеся согласные.

Махать — машет, колыхать.

Плакать — плачет, клокотать, кликать.

Плескать — плещет, полоскать, хлестать.

Сыпать — сыплет, щипать, трепать, дремать.

Перепишите, ставя глаголы в нужной форме.

1)Сосны приветливо (махать)________________ руками.

2)Лиловая занавеска чуть-чуть (колыхаться) ________________ от ветра.

3)Не пенится море, не (плескаться) ___________________ волна.

4)Волхов пеной серебристою в берег (хлестать)___________________ .

5)(Сыпать) _______________ спелые орехи мне орешник в кузовок.

6)Мороз слегка (щипать) ___________________ за щеки.

7)Все (дремать), но (дремать) __________________ напряженно-чутко.

8)Опять сомненья душу (глодать) _____________________ .

Особенности образования и употребления некоторых других глагольных форм

 При образовании видовой пары  у некоторых глаголов в современном русском языке наблюдается чередование о ― а в корне. Такие чередования могут быть присущи равноправным общелитературным и нормативным глагольным формам: приспосабливать ― приспособлять. Однако в большинстве подобных случаев варианты глагольных форм различаются своими стилистическими характеристиками: один вариант является общелитературным, а другой имеет разговорный характер. Сравните: уполномОчивать (общелит.) ― уполномАчивать (разг.), сосредотОчивать (общелит.) ― сосредотАчивать (разг.).
      Запомните:

ОбезбОливать                        удвАивать

ОсвАивать                              узакОнивать

ОбуслОвливать                      удостАивать

ОспАривать                            уполномОчивать

РассредотОчивать                   успокАивать

При образовании форм повелительного наклонения глаголов в русском языке в ряде случаев также существуют варианты, отличающиеся стилистическими характеристиками. Например: положи (общелит.) ― положь (прост.), обними (общелит.) ― обойми (прост.).
      Нормативными литературными вариантами являются следующие глаголы в форме повелительного наклонения: взгляни, поезжай, ляг, положи, выйди, вылезай.

Раскройте скобки, выбрав одну из форм. Выбор мотивируйте.
1) Развитие науки (обусловливает ― обуславливает) технический прогресс.

2) Обычно мы старались (приурочить ― приурачивать) свой отпуск к началу лета.
3) При подготовке к занятиям необходимо (сосредоточивать ― сосредотачивать) внимание на главном.
4) За применение новых методов работы коллектив предприятия не раз (удостоивался ― удостаивался) высоких наград.

Сделать бесплатный сайт с uCoz