Правописание. Культура речи

Материалы
 к урокам русского языка
1 курс

№1. От глаголов образуйте деепричастия несовершенного вида, обозначьте суффиксы. Составьте два предложения с образованными вами деепричастиями. Назовите глаголы, от которых деепричастия несовершенного вида не образуются.

 Формулировать, мочь, беспокоиться, заведовать, киснуть, дышать, резать, разрушать, вить, петь, кружить, быть, пить, признавать, тереть, наслаждаться, гаснуть, стирать, беречь, стучать, жать, мыть, отдыхать, пахать, дрожать, писать, бить.

№2. От глаголов образуйте деепричастия совершенного вида, обозначьте суффиксы. Составьте два предложения с образованными вами деепричастиями.

      Привезти, выйти, увлечься, выполнить, сформулировать, просеять, забежать, разместить, познакомиться, протереть, обидеться, сберечь, растеряться.

Орфоэпическая минутка: 

Идя, клевеща, кроя, моя, ненавидя, отрекшись, отчаявшись, приняв, поняв, балуясь

Идя, клевеща, кроя, моя, ненавидя, отрекшись, отчаявшись, приняв, поняв, балуясь

Деепричастия могут переходить в разряд наречий. Этот процесс называется адвербиализацией. Одним из характерных признаков перехода  в наречие является отсутствие зависимых слов. Сравните:

Даже резкости она говорила улыбаясь. - Она сидела у окна, задумчиво улыбаясь.

Адвербиализации обычно подвергаются деепричастия несовершенного вида, которые размещаются после глагола-сказуемого и являются  деепричастиями образа действия.

***

Устойчивые сочетания с деепричастиями, перешедшими в наречия: судя по всему, не переводя духа, немного погодя, откровенно говоря, собственно говоря, полагая важным, не считая нужным, попутно отмечая, засучив рукава, сломя голову.

Спишите, расставляя знаки препинания, различая наречия и деепричастия.

1.Вскочив он стукнулся головой о низкий потолок.

2. Пуля взвизгнув отскочила рикошетом.

3. Он пишет стоя.

4. Стоя легче забросить мяч в корзину.

5. Отец похлопал любя сына по плечу.

6. Перед командиром надо стоять вытянувшись.

7. Подтянувшись он легко достал верхнюю перекладину.

8. Ты всегда читаешь лежа.

9. Эти дети играя добились больших успехов.

10. За городом пыла дымясь огонь большого костра.

Меня восхищает как «конькобежец» (так в старину называли спор..менов на льду) выпр..вля..т свои оши..ки (во)время танца. Упал и вст..ет быстро вступая снова в танец и в..дет этот танец так точно п..дения не было. Это искус..тво огромное искус..тво.

Но ведь в жизн.. ошибок бывает гораздо больше чем на ледян..ом поле. И надо уметь вых..дить из ошибок и..правлять (не)медлен..о и… красиво. Да, имен..о красиво.

Когда человек упорству..т в своей ошибк.. или чере..чур переж..ва..т дума..т что жизнь кон..чилась — это досадно не только для него но и для окружа..щих испытывающих неловкость не столько от самой ошибки сколько от (не)умения при ее и..правлени.. .

Нужен опыт что(бы) после соверш..н..ой ошибки как можно скорее и как можно ле..че включит..ся в работу продолжить ее. И окружа..щим не надо побуждать человека к пр..знанию ошибки но надо побуждать к ее и..правлению; реагируя так как реагируют зрители на соревнованиях иногда даже награждая упавшего и легко и..правившего свою ошибку радос..ными апл..дисментами при первом же удобном случа.. .

 (Д. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»)

Тестик

1. В каком ряду все слова являются деепричастиями?
      а) расправь, выпав, пройдя, разговаривая

      б) бегая, присмотревшись, забыв, глядя
      в) стремглав, выполнив, радуясь, укрыв
      г) навзничь, объевшись, белая, двигая

2. Сколько деепричастий в предложении?
      Капитан стоит, втянув голову в плечи, держась за поручни, не двигаясь с места, словно остолбенев перед грозою, а до меня ему как будто нет никакого дела.

      а) 2      б) 3      в) 4      г) 5

3. В каком варианте грамматические признаки деепричастия определены неправильно?
      а) увидев ― деепричастие совершенного вида, невозвратное

      б) наткнувшись ― деепричастие совершенного вида, возвратное
      в) вспоминая ― деепричастие несовершенного вида, невозвратное
      г) расставаясь ― деепричастие несовершенного вида, невозвратное

4. В каком варианте содержится ошибка в определении грамматических признаков выделенных слов?  Не держась за руль, откинувшись и скрестив на груди руки, он катил по шоссе и городу и поглядывал на столбы и провода, проверяя состояние сети.
      а) не держась ― дееп. несов. вида, возвратное, входит в состав обособл. обстоят.
      б) откинувшись ― дееп. сов. вида, невозвратное, входит в состав обособл. обстоят.
      в) скрестив ― дееп. сов. вида, невозвратное, входит в состав обособл.обстоят.
      г) проверяя ― дееп. несов. вида, невозвратное, входит в состав обособл. обстоят.

Исправьте ошибки в образовании и употреблении причастий.

 1) Вспоминаю выступление фронтовой концертной бригады, состоящей из артистов Мурманского драмтеатра.                        2) Специалисты отметили несомненные достижения в этом прежде отстающем виде спорта.

       3) Средства, отправляющиеся из центра, поступают в банки нашего города с большим опозданием.

       4) Так мы и вернулись, ничего не купивши.

       5) Тишину нарушали временами сорвавшиеся с высоты сосен комья снега.

       6) В соревнованиях по шахматам молодой спортсмен, встречаясь с гроссмейстером, одержал блестящую победу.

       7) Отдельные виды продукции фабрики, в прошлом пользующиеся большой популярностью, в настоящее время не имеют спроса.

Замените придаточные предложения причастными оборотами.

Образец. Возьми в дорогу чемодан, который я принес тебе вчера. ― Возьми в дорогу чемодан, принесенный мною тебе вчера.


    1) Все заинтересовались докладом по нанотехнологии, который был сделан профессором.      2) На полях, которые были засеяны кукурузой, показались всходы.

     3) В квартире, которая недавно освободилась, устроили ремонт.

     4) Мы отдыхали в беседке, которую нашли в конце аллеи.

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz