Материалы
 к урокам русского языка
2 курс

Упр. 1. Заполните таблицу приведенными ниже словосочетаниями, вставляя пропущенные буквы.  

      Здание эл..ватора, легкое пр..к..сновение, к..сательная к окружности, ..десь не курят, качественное прил..гательное, ра..пространенное пр..дл..жение, пр..гласить на танец, пр..дл..гать помощь, пр..спустить флаг, оди(н, нн)надцатая ост..новка, наш пр..подаватель, пр..клонный возр..ст, пр..клонить к..лена, пр..имущество в игре, пр..ехал пр..смотреться, не(за)чем беспокоит(?)ся, пр..одолеть пр..пятствия, его сб..режения, бежал не огляд..ваясь.

Соблюдение говорящим синтаксических норм русского литературного языка, т. е. правил построения словосочетаний и предложений, является одним из показателей культуры речи.

Нормы управления

      Важное значение для построения предложений имеет правильный выбор падежной формы существительного, местоимения, а также правильный выбор предлога в словосочетаниях. Наиболее типичны следующие ошибки:
      1. Предложное сочетание используется вместо беспредложной конструкции. Например: разъяснение о смысле указа вместо разъяснение смысла указа.
      2. Беспредложная конструкция употребляется вместо предложного сочетания. Например: потребность знаний вместо потребность в знаниях.
      3. В предложной конструкции используется неверный предлог. Например: указал о том вместо указал на то.

 ЗАПОМНИТЕ:
      характеристика кого, на кого: характеристика ученика, характеристика на ученика
      заведовать (заведующий) чем: заведовать (заведующий) лабораторией
      командовать (командующий) чем: командовать (командующий) армией
      управлять (управляющий) чем: управлять (управляющий) банком, трестом
      апеллировать к кому/чему: апеллировать к общественному мнению
      говорить о ком/чем: говорить о сыне, о победе
      гордиться кем/чем: гордиться внуком
      задуматься над чем, о чем: задуматься над проблемой, задуматься о жизни
      неприемлемый для кого/чего: неприемлемый для товарища, для переговоров
      непримиримый к кому/чему: непримиримый к противникам, ко лжи
      указать что, на кого/что: указать методическую литературу, указать на водителя, указать на недостатки, промахи

ЗАПОМНИТЕ: предлоги ввиду, вследствие, благодаря, в силу еще не потеряли своего первоначального лексического значения, связанного со значением их корней. Например, неудачным следует считать оборот благодаря пожару, поскольку предлог благодаря употребляется, когда речь идет о причинах, вызывающих положительный, желаемый результат.

Благодаря стараниям, согласно приказу, вопреки указаниям

Ввиду болезни, вследствие засухи, в случае непогоды

В связи    с чем? (творительный падеж) в связи с выборами

      В книжной речи предлог по используется в значении «после» и сочетается с существительными в предложном падеже. Например: по приезде из столицы, по окончании спектакля.
      При обозначении пространственных отношений для указания обратного направления предлогу в соответствует предлог из, а предлогу на ― предлог с.

      В        ИЗ
      НА          С

      Например: поехал в Москву ― приехал из Москвы; отправился на Кавказ ― вернулся с Кавказа.

Неправильно используются конструкции со словами, близкими по значению, или однокоренными словами, требующими различного управления (разных падежей). Например: беспокоиться о ком-нибудь, но тревожиться за кого-нибудь.

Упр. 3. Составьте словосочетания, употребив заключенные в скобках слова в нужном падеже.

      Удивляться (результаты), преклонение (талант), платить (квартира), упрекать (грубость), уверенность (победа), тормозить (развитие), поехать (Кавказ, Крым), выйти (автобус, троллейбус), оплатить (проезд), заведовать (отделение), управляющий (филиал), обратить внимание (дисциплина), согласно (приказ, распоряжение).

Упр 4. Составьте предложения с приведенными ниже словами, требующими разных падежей зависимого слова. Укажите смысловые и стилистические различия между словами-синонимами.

Ручаться ― гарантировать, начать ― приступить, одевать ― надевать, спрос ― потребность, беспокоиться ― тревожиться, примириться ― смириться, преимущество ― превосходство, вера ― уверенность, расфасовать ― упаковать, тормозить ― препятствовать, обосновать ― основать, опираться ― базироваться, поражаться ― удивляться, предупреждать ― предостерегать, ценить ― дорожить.

Упр. 5. Исправьте ошибки, вызванные нарушением норм управления.

1. Он неоднократно убеждался о том, что в споре с одноклассниками часто бывал неправ.

2. В журнале опубликована рецензия о книге.

3. Согласно распоряжения заведующей, в библиотеке будет организована выставка древних книг.

4. По окончанию переговоров представители делегаций подписали совместное заявление.

5. Факты, о которых изложил автор письма, при проверке полностью подтвердились.

6. Студенты уделяют внимание на записи во время лекций.

7. Это был характерный ему почерк.

8. По завершению эксперимента ученые опубликуют аналитический отчет.

9. На этот вечер смогли приехать лучшие учителя со всех районов города.

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz