ПЛАН

n  «Слово о полку Игореве» - величайшая патриотическая поэма Древней Руси.

n  Родина в жизни и творчестве Н. М. Карамзина.

n  А. С. Пушкин – историк, философ, политик, Человек и патриот.

n  Родина как предмет любви, гордости, поэтического осмысления её судьбы в творчестве М.Ю.Лермонтова.

n  Поиск ответа на вопрос «Быть или не быть России?» в произведениях И.А.Бунина.

n  Родина в жизни и творчестве Игоря Северянина.

n  Образ России – страны громадной мощи и энергии – в творчестве Александра Блока.

n  Родина в жизни и творчестве Сергея Есенина.

Это – моя родина,                                             

моя родная земля, моё отечество,

 - и в жизни нет горячее,

 глубже и священнее чувства,

чем любовь к тебе… А.Н.Толстой

Иллюстрации к «Слову о полку Игореве» В.А.Фаворского. С гравюр на дереве.
Вершиной лиризма признан «Плач Ярославны», жены взятого в плен Игоря: «Полечу кукушкою по Дунаю, омочу шелковый рукав в Каяле-реке, оботру князю кровавые его раны на могучем его теле». Ярославна обращается с жалобным причитанием к силам природы – Ветру, Днепру, Солнцу, упрекая их в той беде, что стряслась  с её мужем, и заклиная помочь ему. 

Родина в жизни и творчестве Н.М.Карамзина

«…Надобно питать любовь к отечеству и чувство народное…Мне кажется, что я вижу, как народная гордость и славолюбие возрастают в России с новыми поколениями!..А те холодные люди, которые не верят сильному влиянию изящного на образование душ и смеются над романтическим патриотизмом, достойны ли ответа?» Эти слова принадлежат Н.Карамзину, и появились они в основанном им журнале «Вестник Европы».Так произошло рождение Карамзина-литератора, о котором потом Белинский скажет: «Карамзиным началась новая эпоха русской литературы». Родина в жизни и творчестве Карамзина занимала особое место. Каждый писатель тему родины раскрывал на примере разных образов:родной земли, знакомых пейзажей, а Карамзин на примере истории своей страны, и основным его произведением является «История государства Российского»  

«История государства Российского» - эпическое творение, повествующее о жизни страны, прошедшей многотрудный и славный путь. Несомненный герой этого произведения – русский национальный характер, взятый в развитии, становлении, во всём своём нескончаемом своеобразии, совмещающий черты, представляющиеся на первый взгляд несовместимыми. О России потом писали многие, но подлинной её истории до творения Карамзина, переведенного на важнейшие языки, мир еще не видел. С 1804 по 1826 год, свыше 20 лет , которые посвятил Карамзин «Истории государства Российского»,писатель решал для себя вопрос – надлежит ли писать о предках с непредвзятостью исследователя, изучающего инфузории: «Знаю, нам нужно беспристрастие историка: простите, я не всегда мог скрыть любовь к Отечеству…»

Статья «О любви к отечеству и народной гордости», написанная в 1802 году являлась наиболее законченным выражением взглядов Карамзина. Она – плод долгих раздумий, исповедание философии счастья. Разделяя любовь к отечеству на физическую, моральную и политическую, Карамзин красноречиво показывает их особенности и свойства. Человек, утверждает Карамзин, любит место своего рождения и воспитания – это привязанность общая для всех, «дело природы и должна быть названа физическою»
В наши дни особенно понятно, что без Карамзина, без его «Истории государства Российского» были бы невозможны не только Жуковский, рылеевские «Думы», баллады Одоевского, но и Достоевский, Л.Н.Толстой, А.Н.Толстой.    

А.С.Пушкин – историк, философ, политик, Человек и патриот.

Пушкин воплотил в своем поэтическом слове мировую гармонию, и, хотя в нем, страстном поэте, было так много непосредственной жизни и любопытства к ней, что жизни он мог бы отдаться беззаветно. И оттого Пушкин – самое драгоценное, что есть у России, самое родное и близкое для каждого из нас; и оттого, как заметил один исследователь русской литературы, нам трудно говорить о нем спокойно, без восторга.

    Пушкин был больше, чем поэт. Это был историк, философ, политик, Человек, и, конечно же, пламенный патриот своей родины, являющий собой эпоху.

Образ Петра I – «властелина судьбы» - неотъемлем от России.

Была та смутная пора,

Когда Россия молодая,

В бореньях силы напрягая,

Мужала с гением Петра.

 

Пушкин видел в образе Петра I образцового правителя государства Российского. Он говорит о славном правлении Петра, называя его «властелином судьбы», поднявшем «Россию на дыбы» и прорубившем «окно в Европу».

Родина как предмет любви, гордости, поэтического осмысления её судьбы в творчестве М.Ю.Лермонтова.

Там за утехами несется укоризна.

Там стонет человек от рабства и цепей!

Друг! Это край… моя отчизна.

В лирических произведениях Лермонтова Родина – предмет любви, поэтического осмысления её судьбы и её будущего. Для него это понятие обладает широким, богатым и многоплановым содержанием. Стихи Лермонтова – это почти всегда внутренний, напряженный монолог, искренняя исповедь, себе же задаваемые вопросы и ответы на них.

Уже в ранних произведениях Лермонтова можно встретить его размышления о будущем России. Одно из таких раздумий – стихотворение «Предсказание». Шестнадцатилетний поэт, ненавидевший тиранию, политический гнет и николаевскую реакцию, наступившую после разгрома революционного выступления лучшей части русского дворянства, предрекает               неминуемую гибель самодержавия: «…царей корона упадет».

 

Родина – тема лермонтовской лирики, развивавшаяся на протяжении всего творчества поэта.

 

 

 

 

Но я люблю – за что, не знаю сам
Её степей холодное молчанье,
Её лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек её, подобные морям. \

Несомненно, Лермонтов стал народным поэтом. Некоторые его стихи были переложены на музыку и стали песнями и романсами, такими, как «Выхожу один я на дорогу…» За 27 неполных лет своей жизни поэт создал столько, что навсегда прославил русскую литературу и продолжил дело великого русского стихотворца – Пушкина, став с ним вровень. Взгляд Лермонтова на Россию, его критическая любовь к отчизне оказались близки следующим поколениям русских литераторов, повлияли на творчество таких поэтов, как А.Блок, Некрасов, и в особенности, на творчество Ивана Бунина.

 

Поиск ответа на вопрос «Быть или не быть России?» в произведениях И.А.Бунина.

Трудно представить рядом с Буниным кого – нибудь из писателей xx века, вызвавшего столь же противоположные оценки. «Вечная религиозная совесть» России и летописец «памятных неудач» революции – вот крайние полюса между которыми располагается великое множество других суждений. Согласно первой из названных точек зрения, Бунин лишь изредка поддавался «обманному быванию», мареву «исторической России», а в периоды высших творческих озарений «настраивал все струны души» на хорал «божьему ладу и строю, каким была Россия» духа

Родина в жизни и творчестве Игоря Северянина

«Дни розни партийной для нас безотрадны среди озверелых людей»

Так случилось, что в 1918 году, в годы гражданской войны поэт очутился в зоне, оккупированной Германией. Он оказывается в Эстонии, которая затем, как известно, становится независимой. И  с этого времени, почти до начала Великой Отечественной войны, то есть до своей смерти он живет на чужбине. Именно за границей, в разлуке с родной землей создавали свои произведения о России такие писатели, как Куприн, Брюсов, Бальмонт и многие другие, и тоска Игоря Северянина по Родине тоже оставила свой след в творчестве поэта.

Северянин создаёт цикл стихов, посвященных русским литераторам, в которых он говорит, как важен их труд для русской литературы, для России. Здесь стихи о Гоголе, Фете, Сологубе, Гумилеве. Без ложной скромности Игорь Северянин посвящает стихи и себе. Они так и называются – «Игорь Северянин». Не будем забывать, что еще в 1918 году его называли «королем поэтов». Так же стоит заметить, что во многих стихах Северянина сквозит ирония. Ирония к самому себе, к своему времени, к людям и ко всему, что его окружает. Но никогда в его стихах не было злобы, ненависти к тем, кто не понимал его, кто издевался над его самовосхвалением. Сам поэт называл себя ироником, давая понять читателю, что это его стиль, стиль автора, прячущегося за своим героем с иронической усмешкой.

 

Образ России – страны громадной мощи и энергии – в творчестве Александра Блока.

Широкая, многоцветная, полная жизни и движения картина родной земли «в красе заплаканной и древней» слагается в стихах Блока. Необъятные русские дали, бесконечные дороги, полноводные реки, скудная глина размытых обрывов и пылающие рябины, буйные вьюги и метелицы, кровавые закаты; горящие села, бешеные тройки, серые избы, тревожные крики лебедей, фабричные трубы и гудки, пожар войны и братские могилы. Такой была для Блока Россия.

Родина в жизни и творчестве Сергея Есенина.

Край родной! Поля как святцы,

Рощи в венчиках иконных,

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

Вот так в есенинские песни о родине нет –

нет да и проскальзывают

задумчивые и печальные нотки,

 как легкое облачко грусти на

 безоблачно – синем небе его

юношеской лирики.

 Поэт не жалел красок, чтобы ярче

 передать богатство и красоту

 родной природы. Изображение

человека в общении с природой дополняется у Есенина еще одной особенностью любовью ко всему живому: зверям, птицам, домашним животным. В стихах они наделены почти человеческими чувствами.

 

Итоги эволюции темы Родины в лирике Сергея Есенина

Так, рождаясь и вырастая из пейзажных миниатюр и песенных стилизаций, тема Родины вбирает в себя русские пейзажи и песни, и в поэтическом мире Сергея Есенина эти три понятия: Россия, природа и «песенное слово» - сливаются воедино. Восхищение красотой родного края, изображение тяжелой жизни народа, мечта о «мужицком рае», неприятие городской цивилизации и стремление постигнуть «Русь Советскую», чувство единения с каждым жителем планеты и оставшаяся в сердце «любовь к родному краю» - такова эволюция темы родной земли в лирике Сергея Есенина.

 

Заключение

«Тема о России… Этой теме я сознательно посвящаю свою жизнь…» - слова из известного письма Блока, которые не были просто декларативным заявлением. Они приобрели программный смысл, были подтверждены всем творчеством поэта и прожитой им жизнью.

Эта бессмертная тема, тема глубокого чувства любви к Родине, выстраданная вера в Россию, вера в способность России к переменам – при сохранении её самобытной природы – была унаследована и обновлена великими писателями XIX-XX веков и стала одной из важнейших тем в русской литературе.

n  Подготовила преподаватель русского языка и литературы Горбунова Л.Е.

Сделать бесплатный сайт с uCoz