Культура речи

Материалы
 к урокам русского языка
1 курс

Лексическая сочетаемость слов 

Для правильного употребления слов в речи недостаточно знать их точное значение, необходимо еще учитывать особенности лексической сочетаемости слов, т. е. их способности соединяться в речи друг с другом. Некоторые слова в русском языке имеют ограниченную сочетаемость. Например, слово проливной сочетается только со словом дождь, слово карие со словом глаза, слово закадычный со словом друг и т. д.

Исправьте ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости.

      Уделить серьезное значение, тяжелый поступок,
представить слово для доклада, ухудшение уровня жизни,
повысить кругозор, поднять тост, пройти шаг, навлекать внимание,
сделать поступок.

Изобразительно-выразительные средства
русского языка

Эпитет (в пер. с греч. ― приложение, прибавление) ― это образное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении. От простого определения эпитет отличается художественной выразительностью и образностью. В основе эпитета лежит скрытое сравнение.
      К эпитетам относятся все «красочные» определения, которые чаще всего выражаются прилагательными: грустно-сиротеющая земля (Ф. И. Тютчев), седой туман, лимонный свет, немой покой (И. А. Бунин). Эпитеты могут также выражаться:
      ― существительными, выступающими в качестве приложений или сказуемых, дающих образную характеристику предмета: волшебница-зима; мать ― сыра земля; Поэт ― это лира, а не только няня своей души (М. Горький);
      ― наречиями, выступающими в роли обстоятельств:
      На севере диком стоит одиноко...(М. Ю. Лермонтов); Листья были напряженно вытянуты по ветру (К. Г. Паустовский);
      ― деепричастиями: волны несутся гремя и сверкая;
      ― местоимениями, выражающими превосходную степень того или иного состояния человеческой души:

Ведь были схватки боевые,
Да, говорят, еще какие! (М. Ю. Лермонтов);

      ― причастиями и причастными оборотами: Соловьи словословьем грохочущим оглашают лесные пределы (Б. Л. Пастернак); Допускаю также появление... борзописцев, которые не могут доказать, где они вчера ночевали, и у которых нет других слов на языке, кроме слов, не помнящих родства (М. Е. Салтыков-Щедрин).

Из слов правой и левой колонок составьте словосочетания.

                              Луч           Неприступный
                         Замок           Бледный
                          Луна         Ликующий
                          Сон           Роковой
                         Тайна          Страшный
                          Возглас       Золотой

Подберите к данным словам изобразительные и лирические эпитеты.

      Солнце ___________________________________________
      Туман ____________________________________________
      Огонь ____________________________________________
      Свет _____________________________________________
      Сирень ___________________________________________
      Чувство ___________________________________________
      Тишина ___________________________________________

 Сравнения выражаются различными способами:
      ― формой творительного падежа существительных:

                                Соловьем залетным
                                Юность пролетела,
                                Волной в непогоду
                                Радость отшумела (А. В. Кольцов);

      ― формой сравнительной степени прилагательного или наречия:
      Эти глаза зеленее моря и кипарисов наших темнее (А. Ахматова);


      ― сравнительными оборотами с союзами как, словно, будто, как будто и др.:

                                  Как хищный зверь, в смиренную обитель
                                 Врывается штыками победитель... (М. Ю. Лермонтов);

      ― при помощи слов подобный, похожий, это:

                                На глаза осторожной кошки
                                Похожи
твои глаза (А. Ахматова);

      ― при помощи сравнительных придаточных предложений:                                                   Закружилась листва золотая
                            В розоватой воде на пруду,
                             Точно бабочек легкая стая
                             С замираньем летит на звезду. (С. А. Есенин)

Найдите в текстах сравнения. Определите способ их выражения.

      1)  Уснуло озеро; безмолвен черный лес;
            Русалка белая небрежно выплывает;
            Как лебедь молодой, луна среди небес
            Скользит и свой двойник на влаге созерцает.  (А. А. Фет)

      2)   А сосны гнутся, как живые,
            И так задумчиво шумят...
            И, словно стадо птиц огромных,
            Внезапно ветер налетит
            И в сучьях спутанных и темных
            Нетерпеливо прошумит. (И. С. Тургенев)

      3)   Тускнеют угли. В полумраке
            Прозрачный вьется огонек.
            Так плещет на багряном маке
            Крылом лазурным мотылек. (А. А. Фет)

      4)   Дождик лил сквозь солнце, и под елью мшистой
            Мы стояли, точно в клетке золотистой. (А. Н. Майков)

Метафора (в пер. с греч. ― перенос) ― это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку. В отличие от сравнения, в котором приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит только второе, что создает компактность и образность употребления слова.
      В основу метафоры может быть положено сходство предметов по форме, цвету, объему, назначению, ощущениям и т. п.: водопад звезд, лавина писем, стена огня, бездна горя, жемчужина поэзии, искра любви и др.
      Все метафоры делятся на две группы:
      1) общеязыковые («стертые»): золотые руки, буря в стакане воды, горы своротить, струны души, любовь угасла;
      2) художественные (индивидуально-авторские, поэтические):


И меркнет звезд алмазный трепет
        В безбольном холоде зари (М. Волошин);

Пустых небес прозрачное стекло (A. Ахматова);

И очи синие, бездонные
                          Цветут на дальнем берегу. (А. А. Блок)

Найдите в текстах метафоры, объясните их значение. На основе какого сходства возник метафорический перенос?

      1)   Отсталых туч над нами пролетает
            Последняя толпа.
            Прозрачный их отрезок мягко тает
            У лунного серпа. (А. А. Фет)

      2)   Вся в пыли торчит щетина
            Придорожного хвоща. (Саша Черный)

      3) Топи да болота, синий плат небес. (С. А. Есенин)

      4) Пошел снег. Все пространство от земли до неба наполнилось тихим шорохом. Ветер сперва кружил: то в спину толкал, то с боков. Потом наладился встречный ― в лоб. В ушах засвистело, в лицо полетели тысячи маленьких холодных пуль. (В. М. Шукшин)

      5) Образно говоря, нить его жизни мерно струилась из чьих-то божественных рук, скользила меж пальцев. Без излишней стремительности, без обрывов и узлов, она, та нить, находилась в ровном и несильном натяжении и лишь временами немного провисала. (А. Г. Битов)

Метонимия (в пер. с греч. ― переименование) ― это перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности. Смежность может быть проявлением связи:
      ― между содержанием и содержащим:
      Я три тарелки съел (И. А. Крылов);

      ― между автором и произведением:
      Бранил Гомера, Феокрита,

      Зато читал Адама Смита (А. С. Пушкин);
      ― между действием и орудием действия:
      Их села и нивы за буйный набег

      Обрек он мечам и пожарам (А. С. Пушкин);
      ― между предметом и материалом, из которого сделан предмет:
      ...не то на серебре, на золоте едал (А. С. Грибоедов);

      ― между местом и людьми, находящимися в этом месте:
      Город шумел, трещали флаги, мокрые розы сыпались из мисок цветочниц... (Ю. К. Олеша)

Выделите в текстах метонимию. Определите ее выразительные функции.

      1) Во времена А. С. Пушкина просторечие представляло собой разговорную речь преимущественно городского населения: части дворянства, мелкого и среднего чиновничества, духовенства, разночинной интеллигенции, мещанства. Оно сильно отличалось и от архаизированного книжного языка, и от офранцуженной речи светского круга. Образцом просторечия А. С. Пушкин считал язык московских улиц, живое слово шумных торговых рядов.
    

  2) Зима. Мороз. Село коптит в стылое ясное небо серым дымом ― люди согреваются. (В. М. Шукшин)

Синекдоха (в пер. с греч. ― соотнесение) ― это разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.
      Чаще всего перенос происходит:
      ― с меньшего на большее:
      К нему и птица не летит,

      И тигр нейдет... (А. С. Пушкин);
      ― с части на целое:
      Борода, что ты все молчишь? (А. П. Чехов)

Найдите в текстах примеры синекдохи. Объясните ее употребление.

      1)   С вечера все спится,
            На дворе темно,
            Лист сухой валится,
            Ночью ветер злится
            Да стучит в окно. (А. А. Фет)

      2)   Что с Вами, синий свитерок?
            В глазах тревожный ветерок. (А. А. Вознесенский)

      3)   Скажите: скоро ль нам Варшава [т. е. Польша]
            Перепишет гордый свой закон? (А. С. Пушкин)

      4) А писать он был великий мастер. Его докладные, объяснительные и оправдательные записки были шедеврами. Он был известное перо в губернии. (И. А. Гончаров)

Перифраз, или перифраза (в пер. с греч. ― описательное выражение), ― это оборот, который употребляется вместо какого-либо слова или словосочетания.
      Например, Петербург в стихах А. С. Пушкина ― «Петра творенье», «Полнощных стран краса и диво», «град Петров»; А. А. Блок в стихах М. И. Цветаевой ― «рыцарь без укоризны», «голубоглазый снеговой певец», «снежный лебедь», «вседержитель моей души».

 

Гипербола (в пер. с греч. ― преувеличение) ― это образное выражение, содержащее непомерное преувеличение какого-либо признака предмета, явления, действия:
      
Редкая птица долетит до середины Днепра (Н. В. Гоголь)

Литота (в пер. с греч. ― малость, умеренность) ― это образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо признака предмета, явления, действия:
      
Какие крохотные коровки!
      Есть, право, менее булавочной головки. (И. А. Крылов)

Найдите примеры гиперболы и литоты и объясните их выразительную роль.

      1) Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. (А. П. Чехов)

      2)   Но я люблю ― за что, не знаю сам ―
            Ее степей холодное молчанье,
            Ее лесов безбрежных колыханье,
            Разливы рек ее, подобные морям... (М. Ю. Лермонтов)

      3) Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить.
                                                                                     (Н. А. Некрасов)

      4)   И шествуя важно, в спокойствии чинном
            Лошадку ведет под уздцы мужичок
            В больших сапогах, в полушубке овчинном,
            В больших рукавицах... а сам с ноготок! (Н. А. Некрасов)

а) Прочитайте текст. Выделите в нем гиперболы. Определите их художественную функцию.

      ...Если б не Пушкин, не Лермонтов, не деяния десятков других творцов слова с их врачующей и вразумляющей музой, если б не музыка Бетховена, Шуберта, Моцарта, Чайковского, Баха, Верди иль Вагнера, не бессмертные полотна Тициана, Рафаэля, Гойи, Нестерова или Рембрандта, человечество давно бы одичало, опустилось на четвереньки и уползло обратно в пещеры, тем более что его все время неодолимо тянет туда...
      Со «Сказки о рыбаке и рыбке», со стихотворения «Буря мглою небо кроет...», с колыбельной песни матери, с вешнего цветка, улыбнувшегося нам на зеленой поляне, с вербочки, распустившейся к Пасхе, с тихого слова молитвы, с музыки, звучащей поутру от полета мотылька, от пенья пташки, от всего того, что бытует, дышит и радуется вокруг нас, исходит защита от зла, и слушать бы нам повнимательней и видеть зорче земную доброту, внимать Пушкину, в нас поселившемуся с детства.
      За Пушкиным путь наш, за ярким факелом его жизни, за мученическим и путеводным словом его, за титанами, подобными ему, украсившими и обогатившими человеческую жизнь. (В. П. Астафьев)

б) Выпишите из текста примеры использования:

      выразительного (оценочного) эпитета _________________
      метафоры _________________________________________
      метонимии ________________________________________

в) Определите главную мысль текста.

Определите, какие из этих слов имеют омонимы, а какие являются многозначными словами. Составьте со всеми словами словосочетания. В случае затруднений обращайтесь к толковому словарю.

 Печать, ножка, дно, почка, крона, мех, крыло, наречие, высокий, бор, свет, мир, держава, наряд.

Многозначные:

Печать, ножка, дно, почка, крыло, высокий, держава

Омонимы: 

 Крона (дерева-денежная единица),
мех (животного-кузнечный),
наречие (диалект-часть речи),
бор (однородный лес-химический элемент-сверло в бормашине),
свет (энергия-земля, вселенная и люди, ее населяющие),
мир (совокупность всех форм материи-согласие, отсутствие вражды),
наряд (одежда-документ)

Какое лексическое явление использовано в данных примерах?

1. Собирался приехать к вам, да дорога дорога.          (А.П.Чехов)

2. Защитник вольности и прав

            В сем случае совсем не прав.

                                                                       (А.С.Пушкин)

3. Лучшие из поколения,

            Цвести вам — не увядать!

            Вашего покорения

            бедам не увидать.

                                                                       (Е.Евтушенко)

СИНОНИМЫ 

Среди синонимов разграничиваются:
      а) полные (абсолютные) синонимы: орфография ― правописание; везде ― всюду; осел ― ишак;
      б) смысловые (семантические) синонимы: смелый ― храбрый ― мужественный; блеск ― сверкание ― сияние; молодость ― юность;
      в) стилистические синонимы: глаза (нейтр.) ― очи (высо­к., поэтич.); принадлежность (нейтр.) ― атрибут (книжн.);
      г) семантико-стилистические: бродить («ходить без цели», нейтр.) ― шататься («ходить без всякого дела», прост.) ― блуждать («плутать, терять дорогу», книжн.).
      Синонимы могут быть общеязыковыми и контекстуальными. Ср. контекстуальные синонимы: День был августовский, знойный, томительно-скучный. (А. П. Чехов)

Проверка домашнего задания
(Учебник А.И.Власенкова)

47. Скупой — чрезмерно, до жадности бережливый, избегающий расходов. Жадный — стремящийся к наживе, скупой. Жадина — жадный человек.

            Спор — словесное состязание, обсуждение чего-либо. Полемика — спор при обсуждении каких-либо вопросов. Диспут — публичный спор на научную или общественно важную тему. Пререкание — препирание.
            Спасибо — выражение благодарности. Благодарю — выражаю благодарность. Благодарствую — то же, что благодарю вас.

            Родители — отец и мать по отношению к своим детям. Предки — древние предшественники по роду, родители.

            Глаза — органы зрения, а также само зрение. Глазищи — увеличительное к «глаз». Глазоньки — уменьшительное к «глаз».

            Торговец — человек, занимающийся частной торговлей, купец. Коммерсант — человек, занимающийся коммерцией. Купец — в старое время: богатый торговец, владелец торгового предприятия. Лавочник — торговец, владелец лавки. Торгаш — человек, который выше всего ставит свою выгоду, корысть, личный интерес.

В каких рядах не все слова являются синонимами?

  • подарок, дар, подношение, гостинец;
  •  поэт, стихотворец, пиит, певец, лауреат;
  • нарядиться, разодеться, разрядиться, расфуфыриться, расфрантиться;
  • объединение, ассоциация, союз, федерация, коалиция;
  • узы, оковы, путы;
  • воображение, фантазия, вымысел;
  • усердие, одолжение, услуга;
  • холм, пригорок, возвышенность.
  • Антонимы ― это слова одной и той же части речи, противоположные по значению. Например: хороший ― плохой, высоко ― низко, правда ― ложь, крошечный ― громадный. У многозначных слов антонимы могут относиться к разным лексическим значениям.
          Антонимы, как и синонимы, могут быть не только общеязыковыми, но и контекстуальными. Например: Волк зайцу не товарищ.

Проверка домашнего задания 

49. Свежий хлеб — черствый хлеб, свежий журнал — старый журнал,

свежий ветер — теплый ветер, свежий взгляд — консервативный взгляд.

Бледный луч — яркий луч, бледные краски — насыщенные краски,

бледный рассказ — живой рассказ, бледное лицо — румяное лицо.

Легкий вопрос — сложный вопрос, легкий аромат — насыщенный аро-

мат, легкая ноша — тяжелая ноша, легкая походка — тяжелая походка, легкий характер — трудный характер.

Глубокий сон — беспокойный сон, глубокое озеро — мелкое озеро,

глубокое знание — поверхностное знание, глубокий обморок — короткий обморок, глубокий след — неглубокий след.

Какие пары слов не являются антонимами?

  • баснословный, мизерный;
  • благоговейно, непочтительно;
  • равнодушие, индифферентность;
  • сумасбродство, благоразумие;
  • редколесье, чаща;
  • жизнерадостный, унылый;
  • лицемерный, двоедушный;
  • закономерный, случайный;
  • холодно, горячий.
  • Паронимы
  • 54. Самолюбие — чувство собственного достоинства, самоуважение, себялюбие — забота только о себе, своих интересах; эгоизм;
  •  союзник — тот, кто действует в союзе с кем-л., чем-л., связан с кем-л. общностью интересов, взглядов.; сообщник — соучастник преступления;
  • передний — находящийся, расположенный впереди по отношению к таким же предметам, в ряду таких же предметов, передовой — находящийся, действующий впереди, в авангарде, ближайший к неприятельскому фронту;
  • чужой — принадлежащий другому или другим; не собственный, не свой, чуждый — не обладающий чем-л., такой, которому нельзя приписать что-л.; 
  • эффектный — производящий сильное впечатление, эффект, эффективный — дающий эффект, действенный;
  • гуманистический — свойственный гуманизму, характерный для него, гуманный — проникнутый любовью к человеку, уважением к человеческой личности; демонстративный — совершаемый с целью демонстрации, демонстрационный — относящийся, свойственный публичному показу;
  • угодный — соответствующий чьей-л. воле, желанию, вкусам; нужный, полезный, желательный, угодливый — излишне услужливый, стремящийся всем угодить, чтобы вызвать расположение, благосклонность;
  • здравица — Краткая речь в честь кого-л. с пожеланием здоровья, здравница — учреждение для лечения и отдыха (санаторий, дом отдыха и т.п.);
  • адресат — тот, кому адресовано письмо, телеграмма, почтовое отправление, адресант — лицо или организация, адресующие почтовое отправление кому-л.;
  • наследие — явление духовной жизни, быта, уклада, унаследованное, воспринятое от прежних поколений, от предшественников, наследство — имущество, переходящее после смерти его владельца новому лицу.
  • 1. Объясните разницу в значениях словосочетаний.
  •       Опасный человек ― опасливый человек; главный герой ― заглавный герой; освоить прочитанное ― усвоить прочитанное; осудить действия ― обсудить действия; представить возможность ― предоставить возможность; тактичные шаги ― тактические шаги; техническое исполнение ― техничное исполнение; хозяйские дела ― хозяйственные дела.
  • 2. Объясните различия между паронимами, составьте словосочетание с каждым из них.
  •       Факт ― фактор, командированный ― командировочный, одеть ― надеть, абонент ― абонемент, отборный ― отборочный, будний ― будничный, добровольный ― добровольческий; демократический ― демократичный, длинный ― длительный, нестерпимый ― нетерпимый, невеж­да ― невежа, духовный ― душевный, компания ― кампания, пребывать ― прибывать.

В каком предложении вместо слова встряхнуть нужно употребить слово стряхнуть?

  • Он расчетливо выждал, когда противник приблизится, спокойным движением встряхнул гранату, чтобы сработал ударный механизм.
  • Она встряхнула головой, наверное, чтобы перестать плакать но слезы все лились по ее щекам.
  • Родился праздник из потребности встряхнуть людей, вырвать из состояния оцепенения.
  • Пантелеев быстро вскочил, коротким сильным движением встряхнул землю с плеч и пошел вперед.

В каком предложении вместо слова гуманный нужно употребить слово гуманитарный?

  • Оба брата были чрезвычайно обходительными с людьми, и вообще очень гуманными и добрыми.
  • Мне кажется, что и у вас, судя по всему, больше склонности не к точным наукам, а к гуманным.
  • В студии этого великого мастера царили искренность и гуманная, тончайшая правда человеческих переживаний.
  • Русская литература подарила много выдающихся произведений, глубоко гуманных, мудрых, истинно прекрасных.

Орфоэпическая разминка

Алкоголь
аналог
апостроф
асимметрия
афера

Баловать, балованный

бармен

блокировать

бомбардировать

бюрократия

Алкогóль

анáлог

апострóф

асимметри́я

афéра

Баловáть, балóванный
бáрмен
блоки́ровать
бомбардировáть
бюрокрáтия

Распределите слова на две группы: 1) термины; 2) жаргонизмы. Отметьте случаи, когда жаргонизмы возникли на основе переносных значений общеупотребительных слов.

      Авторитет (опытный вор), акватория (участок водной поверхности), дотация (государственная помощь), мент (милиционер), моник (монитор), мыло (электронная почта), крутой (отличный, прекрасный, заслуживающий уважения), идиома (устойчивое выражение, свойственное только данному языку), предки (родители), депортация (насильственное переселение отдельных лиц и народов), нал (наличные деньги), чувак (молодой человек), хаос (стихия), тусовка (коллективное увеселительное мероприятие), фан (поклонник), эклектизм (механическое соединение различных взглядов).

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, -
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, -
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.

Стилистические разряды русской лексики

Стилистически нейтральная лексика составляет самый большой круг слов, не закрепленный за каким-либо функциональным стилем русского литературного языка (официально-деловым, научным, публицистическим, художественным или разговорным) и уместный в различных сферах общения: вода, дом, читать, трудность, белый, пятьдесят и др.

      В составе стилистически окрашенной лексики выделяются прежде всего слова книжные и слова разговорные, жаргонные и просторечные.

      Книжные слова свойственны книжно-письменному варианту общенационального языка. Они употребляются преимущественно в научном, официально-деловом, публицистическом и художественном стилях. Ср.: осциллограф (научн.), вышепоименованный (офиц.-дел.), воспрещается (офиц.-дел.); сплоченность (публ.), таинство (худ.-поэт.), грезы (худ.-поэт.). Существуют также общекнижные слова, например: интеллект, эрудиция, закон.

      Разговорные слова — это слова, присущие разговорному стилю русского литературного языка и используемые преимущественно в устной речи, главным образом в сфере повседневного бытового общения, например: читалка, задира, тупица, вопить, хвастунишка, дедушка и др.

      Разговорные слова используются в непринужденном, неформальном общении, поэтому им присуща определенная сниженность. Ср.: старец (высок.) — старик (нейтр.) — старикашка (разг., сниж.).

      Просторечные слова — это слова, находящиеся за пределами литературного языка или на его периферии, но не ограниченные в своем употреблении ни территорией (в отличие от диалектизмов), ни рамками социальных групп (в отличие от жаргонизмов). Просторечные слова бывают двух типов: а) нарушающие собственно языковые нормы литературного словоупотребления (транвай вместо трамвай, туфель вместо туфля, квАртал вместо квартАл и т. п.); б) нарушающие в той или иной степени морально-этические нормы. В последний разряд входят грубовато-просторечные слова (башка — голова, притащиться — прийти); грубые просторечные слова (харя — лицо, дрянь — о человеке), а также вульгарная, нецензурная, бранная лексика, оскорбляющая достоинство человека.

Сгруппируйте приведенные слова по трем стилистическим разрядам:
1) стилистически нейтральные; 2) книжные; 3) разговорные.

      Ахнуть, актуальный, взыскание, трепка, вещий, вкалывать, доверенность, дефект, иждивение, забота, вакуоль, иск, книжка, косинус, картошка, начертать, норма, нормальный, отлынивать, пневмония, чахотка, работа, рот, трудиться, уста, эксперимент.

Определите значения просторечных слов, замените литературными.

      Богатей, тепереча, манатки, тутошний, небось, умаяться, сызмала, смотаться, шибко, пузо, сдрейфить, расфуфыриться, укокошить.

Тестик

1. Какое слово относится к лексике ограниченного употребления?
      а) бежать

      б) четыреста
      в) гипотенуза
      г) время

2. Какое из слов-синонимов относится к общеупотребительной лексике?
      а) клевый

      б) классный
      в) крутой
      г) отличный

3. Какое слово не относится к книжной лексике?
      а) абсолютно

      б) конференция
      в) учитель
      г) перпендикуляр

4. Какое из слов является разговорным?
      а) планетарий

      б) начертать
      в) картошка
      г) усыновитель

5. Какое из слов является просторечным?
      а) голова

      б) глава
      в) головушка
      г) башка

6. Какое из слов является диалектным?
      а) солнце

      б) ратник
      в) зеленя
      г) меломан

7. Какое из слов является устаревшим?
      а) священник

      б) кочевник
      в) нигилист
      г) бражник

8. Какое слово является термином?
      а) зачетка

      б) камзол
      в) инъекция
      г) писатель

Исправьте речевые ошибки, связанные с неправильным выбором слова из ряда синонимов. Объясните характер ошибки.

      1) Я уже давно не кушаю в этой столовой. 2) Я мыслю, что сдам экзамены. 3) Ученики малость переигрывают в спектакле. 4) В нескольких школах педагоги иностранных языков организовали клубы интернациональной дружбы. 5) Медведь натыкался на гвозди, что делало ему боль. 6) Екатерина была поставлена на престол.

Исправьте ошибки, допущенные в результате смешения паронимов.

      1) Учитель принужден был еще раз объяснить новый материал.
2) Ученый стоял у источников ракетостроения. 3) Госпожа Простакова избивала крестьян за малейшую повинность. 4) Артист завоевал признательность зрителей. 5) Командировочному пришлось долго ждать оформления документов. 6) Взгляд у него не то умоляющий, не то серьезный, не то возмутительный. 7) В полку царило воинствующее настроение. 8) Народ терпел двойственный гнет.

Сделать бесплатный сайт с uCoz